Виртуальная справочная служба (Российская государственная детская библиотека)
всего запросов в базе из них выполнено в работе находится сегодня выполнено сегодня задано
4794 4794 0 0 0

Каталог выполненных запросов

Библиотечное дело.

Всего записей: 367
Вопрос: Добрый день.
1) Скажите, а кто в РГДБ отвечает за работу по библиографическому информированию (какой отдел)?
2) Как в РГДБ организовано индивидуальное и групповое информирование?
Ответ:
Добрый день! Научно-библиографический отдел. Ресурсный отдел РГДБ.

https://rgdb.ru/otdely/otdel-informatsionnoj-podderzhki-i-obsluzhivaniya-rukovoditelej-detskogo-chteniya

По данному вопросу можно обратиться еще и в научно- методический отдел РГДБ
https://rgdb.ru/otdely/nauchno-metodicheskij-otdel

С уважением, отдел обслуживания РГДБ.
Рубрики каталога:   Библиотечное дело. -- ;
Вопрос: Добрый день. Скажите, пожалуйста, а какова структура библиотечного обслуживания в РГДБ? Сколько в РГДБ абонементов и как каждый из них называется?
Ответ:
Добрый день! Вся структура библиотечного обслуживания в РГДБ представлена на нашем сайте, в разделе Отделы: https://rgdb.ru/otdely

С уважением, отдел Обслуживания РГДБ.
Рубрики каталога:   Библиотечное дело. -- ;
Вопрос: Здравствуйте! Помогите пожалуйста подобрать материалы для анализа рекомендательной библиографии для детей и юношества 1990х г.Спасибо!
Ответ:
Добрый день, Евгения!

Небольшой список из того, что есть в каталогах РГБ и РГДБ. Все остальное
можно увидеть в картотеках отдела РГДБ рекомендательной библиографии, доступа к ним пока нет.

Список изданий по теме "Анализ рекомендательной библиографии литературы для детей в 90-е годы"

Ларикова, Л. В. Рекомендательная библиография научно-познавательной литературы как средство активизации чтения подростков [Текст] / Ларикова Л. В. ; М-во культуры РСФСР, Пермский гос. ин-т культуры. — Пермь : [б. и.], 1987. — 14 л.


Рекомендательное ядро книжного фонда для детей 6–14 лет филиала ЦБС : Библиогр. указ. / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина, Отд. исслед. чтения, пропаганды кн. и рек. библиогр. ; [ред.-сост. Ю. В. Просалкова, Н. Н. Чигарова]. — М. : ГБЛ, 1991. — 91,[1] с.


Литературу народов СССР — в круг чтения детей и подростков : Метод. рекомендации / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина, Отд. исслед. чтения, пропаганды кн. и рек. библиогр. ; [составитель Х. Д. Хамракулова]. — М. : ГБЛ, 1991. — 32,[1] с.


Рыбина, Евдокия Филипповна. Библиография литературы для детей и юношества : учеб. пособие / Е. Ф. Рыбина. — М. : Либерея, 2004 (Раменское (Моск. обл.) : ГУП Рамен. тип.). — 216 с.


Дулатова, Анна Николаевна. Феномен библиографии детской литературы: теоретико-методологический анализ : (Монография) / Дулатова Анна Николаевна ; М-во культуры Рос. Федерации. Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств. — Краснодар, 2000. — 222 с.


Тошев, Шариф Камилович. Литературно-художественная рекомендательная библиография как средство интернационального и патриотического воспитания детей и подростков : на примере ТаджССР : диссертация ... кандидата педагогических наук : 05.25.03 Москва, 1989 — 231 с. — Библиогр.: с. 160–195.



С уважением, Н. С. Рубан, зав. сектором научной библиографии
Рубрики каталога:   Библиотечное дело. -- ;
Вопрос: как продлить книгу,моего ребенка
Ответ:
Здравствуйте! Для продления книг необходимо указать:
ФИО читателя (полностью);
- дату рождения;
- 4 последних знака 24-значного кода, расположенного на обратной стороне читательского билета
- прислать письмо на электронный адрес: prodliknigu@ rgdb.ru

Будьте здоровы!

С уважением, отдел обслуживания РГДБ.
Рубрики каталога:   Библиотечное дело. -- ;
Вопрос: Добрый день! Помогите, пожалуйста, к каким статьям, книгам, сборникам можно обратиться, чтобы познакомиться с темой: Игровые технологии как средство привлечения детей в библиотеку.Большое спасибо!
Ответ:
Добрый день!

Игровые технологии как средство привлечения детей в библиотеку.


Посмотрите журналы «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», «Читаем, учимся, играем».

Жуковская, Елена (главный библиограф). Гулливер с Робинзоном приглашают в дорогу : [опыт работы Калужской Областной детской библиотеки по использованию компьютерных и интернет-технологий в продвижении книги и чтения] / Е. Жуковская // Библиотека. - 2019. - № 2. - С. 24-26. - (Электронная среда).
Рассматриваются видеопроекты, виртуальные викторины, буктрейлеры и их роль в библиотечном обслуживании.

Лукьянова, В. И. В поисках золотого ключика: театрализованно-игровая программа для детей младшего школьного возраста / В. И. Лукьянова // Библиотека предлагает. - 2019. - № 2. - С. 116-128. - (Чтение для развлечения).
Сценарий театрализованно-игровой программы для младшего школьного возраста "В поисках золотого ключика" по мотивам сказочных повестей "Приключения Пиноккио, история марионетки" К. Коллоди и "Золотой ключик, или Приключения Буратино" А. Н. Толстого. Ребятам предстоит ответить на вопросы викторины и принять участие в игре "Литературное казино".

Огурцова, М. А. "ЛитЭврика" : читаем, размышляем, исследуем, фантазируем / Мария Анатольевна Огурцова // Библиотека в школе : журн. изд. Дома "Первое сентября". - 2019. - № 5/6 (358). - С. 46-48. - (Работа с читателями).
В статье рассказывается об опыте работы Нижегородской областной детской библиотеки по продвижению чтения и развитию познавательных и творческих способностей детей младшего школьного возраста. В литературно-развивающей программе "ЛитЭврика" специалисты библиотеки наряду с традиционными методиками - литературными и познавательными играми, работой с книжной иллюстрацией, изобразительным и декоративно-прикладным творчеством, используют инновационные формы работы с детьми – визуализацию прочитанного и создание образов героев книг с помощью песочной анимации и программы Photoshop, театр теней; сенсорные игры.

Пантелеева, А. А. Великий собиратель слов : [мероприятие для 6-8 кл.] / А. А. Пантелеева // Читаем, учимся, играем. - 2019. - № 8. - С. 76-81. - Библиогр . - (Готовимся к уроку).
Сценарий знакомит с биографией и трудами русского писателя, учёного, лексикографа Владимира Ивановича Даля (1801-1872). Ребятам предлагается посмотреть сценки из жизни В. И. Даля и принять участие в игровой программе, посвященной наследию писателя.

Романичева, Елена Станиславовна. Книжная выставка в библиотеке: по каким правилам играть с читателем? / Елена Станиславовна Романичева // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2019. - № 10. - С. 3-17. - Ил. - Рис. - Фот. - Библиогр. - Из содерж.: упоминается выставка "Конструируя будущее: детская книга 1920-30-х годов", которая одновременно проходила в РГБ, БИЛ имени М. Рудомино и РГДБ осенью 2016 года.
В статье на примере выставки "Книги старого дома: мир детства XIX - начала XX века", проходившей в Российской государственной библиотеке, с привлечением материалов кураторской экскурсии по ней рассказано о технологии создания книжной выставки в библиотеке. Выделены и описаны все шаги технологии, позволяющей сделать выставку интересной для читателя, вовлекающей его в диалог с книгой, позволяющей почувствовать себя в "игре", погружающей в чтение.

Скурлова, Ирина (заведующая отделом Областной библиотеки для детей и молодежи). Когда простой рисунок становится волшебным : в гостях у "Песочного кота" / Ирина Скурлова // Библиотека. - 2018. - 7. - С. 67-69. - Фот. - (Культурно-досуговая деятельность) (Играя, познавай).
Статья рассказывает о клубе любителей сказок "Песочный кот" недавно открывшемся во Владимирской областной библиотеке для детей и молодежи, в котором дошкольники и младшие школьники приобщаются к чтению и развивают свои творческие способности. Психолого-литературное занятие рассчитано на небольшую группу детей и включает три этапа. Литературный (развитие речи; пальчиковые игры или игры на движение, прослушивание сказок о Песочном коте, подготовленных психологами; обсуждение); творческий (под руководством педагога дети рисуют на песке героев сказки, рефлексируют); игровой (для дошкольников - хороводные и пальчиковые игры, для младших школьников - интеллектуальные и развивающие). Заканчивается занятие библиотечным уроком - вместе с ведущим ребята вспоминают известные сказки и учатся выбирать книги на абонементе.

"Театр в библиотеке" : [вебинар, посвященный театрализованным формам библиотечной работы с юными читателями, проведенный специалистами РГДБ в рамках "Мастерских авторских программ по привлечению детей к чтению"] // Современная библиотека. - 2019. - № 2. - С. 6. - (Новости).
Руководитель Студии воспитания искусством Наталья Петровна Мирошкина, психолог Надежда Анатольевна Потмальникова, главные библиотекари Лада Игоревна Новофастовская и Наталья Григорьевна Малахова поделились с коллегами своим опытом воспитания и творческого развития юных читателей. Рассказали об использовании элементов театрализации и игры в процессе чтения стихов и сказок с малышами, об инсценировках по литературным произведениям со старшими дошкольниками и младшими школьниками, о совместном чтении и обсуждении книг и постановке спектаклей в Клубе семейного чтения. А также о занятиях Студии воспитания искусством, где в единстве книги, чтения, живописи и пластики рождаются образы и целостный спектакль.

Терехова, Елена Юрьевна. Легко ли вырастить читателя? / Е. Ю. Терехова, И. И. Косарина // Современная библиотека. - 2019. - № 2. - С. 54-57. - Из содерж.: в своей статье автор приводит итоги социологических исследований читательских практик современных детей и подростков, проведенных специалистами РГДБ, а также статистические данные из сборников РГДБ "Муниципальные детские библиотеки России" и "Региональные детские библиотеки России". - (Опыт).
Реализация проекта по продвижению чтения "Растим читателя: совершенствование механизма вовлечения детей в читательскую деятельность" в Белгородской государственной детской библиотеке им. А. А. Лиханова. За основу проекта взят принцип построения "лестницы читательского успеха". Для поэтапного дифференцированного вхождения ребенка в книжное пространство библиотеки использовались форматы: "Чтение - игра" (для дошкольников), "Чтение - творчество" (для младших школьников), "Чтение - интеллектуальный процесс (для подростков). Дан обзор мероприятий, проводившихся в рамках каждого из форматов.

Филина, Марина. Модераторы во всеоружии : десять кейсов для совершенствования / Марина Филина // Библиополе. - 2019. - № 4. - С. 48-54. - (Досуг. Культура. Книга. В рабочую папку специалиста).
Представлены методические рекомендации по организации и проведению различных по форме мероприятий, разработанные Северодвинской муниципальной библиотечной системой (Архангельская область) и нацеленные на продвижение художественной литературы, расширение читательского кругозора, приобщение детей к театральному искусству, развитие сенсорной системы читателей-дошкольников, организацию познавательного досуга детей и др.

Эффективные формы продвижения книги и чтения / Н. М. Решетникова [и др.] // Школьная библиотека. - 2019. - № 3. - С. 39-45. - (В объективе - регион: Ярославская область)
Библиогр. в конце ст.
В статье говорится о работе школьного информационного центра СОШ № 32 им. А. А. Ухтомского г. Рыбинска Ярославской области по продвижению чтения. Сотрудники ШИБЦ используют разнообразные формы продвижения книги и чтения. Подробно рассказывается о реализации общешкольного проекта "Империя бестселлеров".

С уважением, отдел обслуживания РГДБ, гл. библиотекарь Суркова А.В.
Рубрики каталога:   Библиотечное дело. -- ;
Вопрос: Добрый день! Помогите, пожалуйста, к каким статьям, книгам, сборникам можно обратиться, чтобы познакомиться с темой: Игровые технологии как средство привлечения детей в библиотеку.Большое спасибо!
Ответ:
Добрый день!

Игровые технологии как средство привлечения детей в библиотеку.


Посмотрите журналы «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», «Читаем, учимся, играем».

Жуковская, Елена (главный библиограф). Гулливер с Робинзоном приглашают в дорогу : [опыт работы Калужской Областной детской библиотеки по использованию компьютерных и интернет-технологий в продвижении книги и чтения] / Е. Жуковская // Библиотека. - 2019. - № 2. - С. 24-26. - (Электронная среда).
Рассматриваются видеопроекты, виртуальные викторины, буктрейлеры и их роль в библиотечном обслуживании.

Лукьянова, В. И. В поисках золотого ключика: театрализованно-игровая программа для детей младшего школьного возраста / В. И. Лукьянова // Библиотека предлагает. - 2019. - № 2. - С. 116-128. - (Чтение для развлечения).
Сценарий театрализованно-игровой программы для младшего школьного возраста "В поисках золотого ключика" по мотивам сказочных повестей "Приключения Пиноккио, история марионетки" К. Коллоди и "Золотой ключик, или Приключения Буратино" А. Н. Толстого. Ребятам предстоит ответить на вопросы викторины и принять участие в игре "Литературное казино".

Огурцова, М. А. "ЛитЭврика" : читаем, размышляем, исследуем, фантазируем / Мария Анатольевна Огурцова // Библиотека в школе : журн. изд. Дома "Первое сентября". - 2019. - № 5/6 (358). - С. 46-48. - (Работа с читателями).
В статье рассказывается об опыте работы Нижегородской областной детской библиотеки по продвижению чтения и развитию познавательных и творческих способностей детей младшего школьного возраста. В литературно-развивающей программе "ЛитЭврика" специалисты библиотеки наряду с традиционными методиками - литературными и познавательными играми, работой с книжной иллюстрацией, изобразительным и декоративно-прикладным творчеством, используют инновационные формы работы с детьми – визуализацию прочитанного и создание образов героев книг с помощью песочной анимации и программы Photoshop, театр теней; сенсорные игры.

Пантелеева, А. А. Великий собиратель слов : [мероприятие для 6-8 кл.] / А. А. Пантелеева // Читаем, учимся, играем. - 2019. - № 8. - С. 76-81. - Библиогр . - (Готовимся к уроку).
Сценарий знакомит с биографией и трудами русского писателя, учёного, лексикографа Владимира Ивановича Даля (1801-1872). Ребятам предлагается посмотреть сценки из жизни В. И. Даля и принять участие в игровой программе, посвященной наследию писателя.

Романичева, Елена Станиславовна. Книжная выставка в библиотеке: по каким правилам играть с читателем? / Елена Станиславовна Романичева // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2019. - № 10. - С. 3-17. - Ил. - Рис. - Фот. - Библиогр. - Из содерж.: упоминается выставка "Конструируя будущее: детская книга 1920-30-х годов", которая одновременно проходила в РГБ, БИЛ имени М. Рудомино и РГДБ осенью 2016 года.
В статье на примере выставки "Книги старого дома: мир детства XIX - начала XX века", проходившей в Российской государственной библиотеке, с привлечением материалов кураторской экскурсии по ней рассказано о технологии создания книжной выставки в библиотеке. Выделены и описаны все шаги технологии, позволяющей сделать выставку интересной для читателя, вовлекающей его в диалог с книгой, позволяющей почувствовать себя в "игре", погружающей в чтение.

Скурлова, Ирина (заведующая отделом Областной библиотеки для детей и молодежи). Когда простой рисунок становится волшебным : в гостях у "Песочного кота" / Ирина Скурлова // Библиотека. - 2018. - 7. - С. 67-69. - Фот. - (Культурно-досуговая деятельность) (Играя, познавай).
Статья рассказывает о клубе любителей сказок "Песочный кот" недавно открывшемся во Владимирской областной библиотеке для детей и молодежи, в котором дошкольники и младшие школьники приобщаются к чтению и развивают свои творческие способности. Психолого-литературное занятие рассчитано на небольшую группу детей и включает три этапа. Литературный (развитие речи; пальчиковые игры или игры на движение, прослушивание сказок о Песочном коте, подготовленных психологами; обсуждение); творческий (под руководством педагога дети рисуют на песке героев сказки, рефлексируют); игровой (для дошкольников - хороводные и пальчиковые игры, для младших школьников - интеллектуальные и развивающие). Заканчивается занятие библиотечным уроком - вместе с ведущим ребята вспоминают известные сказки и учатся выбирать книги на абонементе.

"Театр в библиотеке" : [вебинар, посвященный театрализованным формам библиотечной работы с юными читателями, проведенный специалистами РГДБ в рамках "Мастерских авторских программ по привлечению детей к чтению"] // Современная библиотека. - 2019. - № 2. - С. 6. - (Новости).
Руководитель Студии воспитания искусством Наталья Петровна Мирошкина, психолог Надежда Анатольевна Потмальникова, главные библиотекари Лада Игоревна Новофастовская и Наталья Григорьевна Малахова поделились с коллегами своим опытом воспитания и творческого развития юных читателей. Рассказали об использовании элементов театрализации и игры в процессе чтения стихов и сказок с малышами, об инсценировках по литературным произведениям со старшими дошкольниками и младшими школьниками, о совместном чтении и обсуждении книг и постановке спектаклей в Клубе семейного чтения. А также о занятиях Студии воспитания искусством, где в единстве книги, чтения, живописи и пластики рождаются образы и целостный спектакль.

Терехова, Елена Юрьевна. Легко ли вырастить читателя? / Е. Ю. Терехова, И. И. Косарина // Современная библиотека. - 2019. - № 2. - С. 54-57. - Из содерж.: в своей статье автор приводит итоги социологических исследований читательских практик современных детей и подростков, проведенных специалистами РГДБ, а также статистические данные из сборников РГДБ "Муниципальные детские библиотеки России" и "Региональные детские библиотеки России". - (Опыт).
Реализация проекта по продвижению чтения "Растим читателя: совершенствование механизма вовлечения детей в читательскую деятельность" в Белгородской государственной детской библиотеке им. А. А. Лиханова. За основу проекта взят принцип построения "лестницы читательского успеха". Для поэтапного дифференцированного вхождения ребенка в книжное пространство библиотеки использовались форматы: "Чтение - игра" (для дошкольников), "Чтение - творчество" (для младших школьников), "Чтение - интеллектуальный процесс (для подростков). Дан обзор мероприятий, проводившихся в рамках каждого из форматов.

Филина, Марина. Модераторы во всеоружии : десять кейсов для совершенствования / Марина Филина // Библиополе. - 2019. - № 4. - С. 48-54. - (Досуг. Культура. Книга. В рабочую папку специалиста).
Представлены методические рекомендации по организации и проведению различных по форме мероприятий, разработанные Северодвинской муниципальной библиотечной системой (Архангельская область) и нацеленные на продвижение художественной литературы, расширение читательского кругозора, приобщение детей к театральному искусству, развитие сенсорной системы читателей-дошкольников, организацию познавательного досуга детей и др.

Эффективные формы продвижения книги и чтения / Н. М. Решетникова [и др.] // Школьная библиотека. - 2019. - № 3. - С. 39-45. - (В объективе - регион: Ярославская область)
Библиогр. в конце ст.
В статье говорится о работе школьного информационного центра СОШ № 32 им. А. А. Ухтомского г. Рыбинска Ярославской области по продвижению чтения. Сотрудники ШИБЦ используют разнообразные формы продвижения книги и чтения. Подробно рассказывается о реализации общешкольного проекта "Империя бестселлеров".

С уважением, отдел обслуживания РГДБ, гл. библиотекарь Суркова А.В.
Рубрики каталога:   Библиотечное дело. -- ;
Вопрос: Добрый день, уважаемые библиографы! Очень интересуют статьи из профессиональных журналов за последние 2-3 года на тему: Социальное партнерство библиотеки с образовательными учреждениями. Заранее благодарю!
Ответ:
Добрый день!

Социальное партнерство библиотеки с образовательными учреждениями


Арасланова, Лилия. И ткань, и дерево подвластны мастерам / Лилия Арасланова // Библиотека. - 2018. - № 12. - 2-я с. обл. - Фот. - (Культурно-досуговая деятельность).
О персональной выставке художницы С. Кулябиной "Совершенству нет предела", которая открылась в Кировской областной библиотеке для детей и юношества им. А. С. Грина; об образовательном проекте "Палитра творческих профессий", подготовленном Кировской ОБДЮ совместно с Вятским государственным университетом.

Гадула, Ирина Викторовна. Литературный голос Кубани : "И мы сохраним тебя, русская речь!.." / Ирина Гадула // Библиотечное дело. - 2019. - № 9. - С. 31-33. - Фот. - (Акции и проекты).
Статья посвящена фестивалю-конкурсу "Литературный голос Кубани", который проводится с 2016 года Краснодарской краевой детской библиотекой имени братьев Игнатовых совместно с Краснодарским государственным институтом культуры в целях выявления и поддержки юных талантов в области литературы. В конкурсе участвуют старшеклассники - читатели детских библиотек Краснодарского края. По итогам конкурса на сайте библиотеки размещается сборник лучших работ участников.

Доминова, Ралия. Марафон у микрофона : для влюблённых в литературу / Ралия Доминова // Библиотека. - 2018. - № 11. - С. 57-61. - Фот. - (Планета чтения) (Эффективные практики).
В Библиотеке семейного чтения № 5 г. Магнитогорска Челябинской области прошёл "Просветительский марафон". В рамках марафона были проведены десять мероприятий развивающего и обучающего характера, адресованных самой разной аудитории: детям и родителям, педагогам, студентам и школьникам. Модераторами проекта выступили учёные - преподаватели Магнитогорского государственного технического университета имени Г. Носова (МГТУ).

Игнатенко, Валентина Федоровна. Память: одна на всех / Валентина Федоровна Игнатенко, Линда Олеговна Ершова // Библиотека в школе : журн. изд. Дома "Первое сентября". - 2019. - № 7/8 (359). - С. 48-49. - (Работа с читателями).
Опытом работы по патриотическому воспитанию юных читателей делятся сотрудники Калининградской областной детской библиотеки им. А. П. Гайдара. Рассказывается о международном сотрудничестве библиотеки в деле сохранения памяти о Великой Отечественной войне среди детей и подростков. Большое внимание уделено участию школьников Калининграда в конкурсах и акциях, организованных российскими военно-патриотическими организациями и польским Содружеством "Курск".

Маслова, Ольга Павловна. Сад в библиотеке : опыт библиотечного сотрудничества с дошкольными учреждениями / Ольга Павловна Маслова // Библиотека в школе : журн. изд. Дома "Первое сентября". - 2019. - № 3/4 (357). - С. 48-51. - (Работа с читателями).
Сотрудничество Рязанской областной детской библиотеки с детскими садами города дарит детям незабываемый досуг, воспитывает малышей, показывает, что книга - это интересно, нарядно, весело, удивительно. В статье приводится обзор различных мероприятий РОДБ, ориентированных на дедсадовцев.

Полонская, Инна Евгеньевна (заведующая отделом мультимедийных цифровых ресурсов). Особое братство в алых погонах / И. Е. Полонская // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2019. - № 4. - С. 14-17. - (Детские библиотеки).
Сотрудничество Тульской областной детской библиотеки с Тульским суворовским училищем по организации мероприятий, ориентированных на помощь и закрепление основной учебной программы.

Ракова, Ольга. "Мы верим в чудеса, поэтому творим их сами" : как измениться, чтобы стать востребованными / Ольга Ракова // Библиотека. - 2018. - № 12. - С. 41-46. - Фот. - (Званый гость) (Проектная деятельность).
Беседа с директором Хабаровской краевой детской библиотеки им. Н. Д. Наволочкина Ольгой Раковой о направлениях проектной деятельности. Сотрудниками учреждения была создана автономная некоммерческая культурно-просветительская организация (АНКПО) "Точка роста", которая разрабатывает и реализует социально значимые программы. Хабаровская КДБ расширяет партнёрские связи, привлекает различные категории пользователей. Публикация знакомит с крупными проектами библиотеки. Совместно с РГДБ Хабаровская краевая детская библиотека провела межрегиональную медиаплощадку для обсуждения темы "Социальное партнёрство как фактор повышения качества библиотечных услуг для юных пользователей с ограниченными возможностями здоровья".

Солдатова, Ольга. С заботой о четвероногих питомцах / Ольга Солдатова // Библиотека. - 2018. - № 11. - С. 46. - (Сохраняя традиции - создаём будущее).
В статье рассказывается о благотворительной акции "Ненужных животных не бывает", которая проводится специалистами Центра детского и семейного чтения ЦБС имени А. Белого совместно с волонтёрами из муниципального приюта для бездомных зверей "Бирюлёво". Третьеклассники СОШ №7 вместе с педагогом Г. Антоновой, поучаствовав в данной акции, организовали группу юных добровольцев "Улыбка".

Хвостенко, Екатерина Николаевна. Хогвартс поселился в Тамбове / Е. Н. Хвостенко // Современная библиотека. - 2019. - № 7. - С. 12-15. - (Идея).
В статье рассказывается о проекте по развитию навыков разговорного английского языка у старших школьников "Английский бульвар", который был реализован Библиотекой-филиалом № 7 им. В. А. Кученковой Централизованной библиотечной системы г. Тамбова. Темой проекта стал мир Гарри Поттера. "Английский бульвар" победил в грантовом конкурсе "Новая роль библиотек в образовании - 2018" Фонда Михаила Прохорова.

Шарипова, Гульфия. Куда пойти учиться? : встречи в помощь выпускникам / Гульфия Шарипова ; записала Татьяна Булавина // Библиополе. - 2018. - № 11. - С. 70-72. - (Досуг. Культура. Книга. Профориентация).
Освещена деятельность Белорецкой юношеской модельной библиотеки (Башкортостан), нацеленная на профориентацию школьников.

С уважением, отдел обслуживания РГДБ, гл. библиотекарь Суркова А.В.
Рубрики каталога:   Библиотечное дело. -- ;
Вопрос: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Есть ли возможность предоставить список статей из различных профессиональных журналов на тему: Библиотека как центр творческого развития детей младшего школьного возраста. Кто из известных библиотечных специалистов разрабатывал или рассматривал эту тему в своих трудах. Спасибо!
Ответ:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Библиотека как центр творческого развития детей младшего школьного возраста


Артемьева, С. "Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной" : всестороннее развитие юных библиофилов / Светлана Артемьева // Библиополе. - 2018. - № 11. - С. 43-48. - (Территория чтения. Репертуар мероприятий).
Публикация знакомит с опытом работы Аксеновской библиотеки (Владимирская область) по привлечению детей в библиотеку и продвижению чтения с помощью различных форм массовых мероприятий. Обширный репертуар культурно-познавательного проекта библиотеки "Листая календарь" рассчитан на пять лет и на разные возрастные группы читателей. Новый проект "Изумрудный город", посвященный книге А. Волкова, продолжил свою работу как своеобразный клуб по интересам для младших школьников. Работа клуба интеллектуальных и творческих игр "Причал для любознательных" организована библиотекарями совместно с Домом культуры. В летнем лагере "Дружба" для детей проводятся мероприятия экологического и краеведческого направления — это праздник экологии, посвященный созданию Национального парка "Мещёра"; слет юных орнитологов; конкурс чтецов произведений поэтов-земляков; экологические маршруты для изучения местной флоры и фауны. В рамках летнего лагеря состоялись мероприятия, посвященные Пушкинскому дню России и творчеству шведской писательницы Астрид Линдгрен.

Добровольский, А. В. Клеим фонарики, или Что еще можно сотворить / А. В. Добровольский // Современная библиотека. - 2018. - № 10. - С. 50-53. - (Событие).
Организацией творческих мастерских в Смоленской областной библиотеке для детей им. И. С. Соколова-Микитова занимается ведущий библиотекарь отдела литературы по искусству. В статье рассматривается влияние библиотечного пространства и вдохновляющая роль книги на развитие художественных способностей детей. Воспитание творческой личности в свою очередь способствует пробуждению у детей интереса к чтению и дальнейшему читательскому развитию. Автором представлены интересные идеи для сотворчества библиотекаря и юных читателей в студии творческого развития.

Ембулаева, Л. Н. Главное чудо света, или История одного проекта / Л. Н. Ембулаева // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2019. - № 5. - С. 22-32. - См. там же: списки литературы для занятий с младшими школьниками. - (Территория чтения).
О создании программы внеурочной деятельности для младших школьников "Золотой ключик в страну читающих детей", её тематике и структуре занятий. "Кукольные истории" знакомят второклассников с произведениями детской литературы на кукольные темы, с историей игрушки. Программа второго года обучения "Перо Жар-птицы" - с творцами искусства и книгами о художниках, музыкантах, о народных промыслах. Третий год обучения посвящен мифологической тематике, ее отражении в искусстве. В его программу входят выездные экскурсии и мастер-классы в Музее изобразительных искусств в рамках проекта "Юные Колумбы".

Кресс, Н. Давай напишем сказку! : Л. Н. Толстому исполнилось 190 лет / Наталья Кресс // Библиополе. - 2018. - № 7. - С. 64-66. - (Территория чтения. Мы этим именем гордимся).
В статье описывается мероприятие, прошедшее в Новосибирской центральной районной библиотеке им. Л. Н. Толстого, которое было направлено на продвижение чтения через популяризацию сказок. Школьникам были предложены игры для развития воображения, образного мышления и речи. Также в статье упоминается конкурс "Давай напишем сказку", который был объявлен библиотекой имени Льва Толстого. Лучшие творческие работы школьников попадут в сборник сказок, который будет издан на базе библиотеки.

Малахова, Н. Г. Авторские программы по приобщению детей к чтению в библиотеках / Н. Г. Малахова // Библиография. - 2017. - № 6. - С. 147. - (Хроника).
О II Всероссийском Фестивале авторских программ по приобщению детей к чтению, состоявшемся в Российской государственной детской библиотеке 6-7 октября 2017 г. в рамках проекта "Мастерская авторских программ по приобщению детей к чтению". Перед участниками Фестиваля выступили победители II Всероссийского Конкурса авторских программ, который предшествовал Фестивалю, а также члены жюри Конкурса. За два дня на площадке библиотеки было проведено более 30 конкурсных мастер-классов; свои программы представили также сотрудники РГДБ и приглашенные специалисты.

Малахова, Н. Г. Программы массовых литературных занятий : для детей 5-9 лет : [цикл занятий студии "Весёлый гусь", построенных на работе со сказками "Сказки народов Европы и Азии" и "Сказки наших соседей", включающих слушание, обсуждение, иллюстрирование, театрализацию, создание мультфильмов и фильмов, изготовление макетов и моделей, персонажей] / Н. Г. Малахова, Н. П. Мирошкина, С. С. Кукушкина // Мастерская авторских программ по приобщению детей к чтению.
Вып. 1 / [сост. Н. Г. Малахова ; ред. А. В. Березина, Е. А. Колосова]. - Москва : РГДБ, 2015. - 192 с. ; 21 см. + диск CD-R. - С. 92-151.

Огурцова, М. А. "ЛитЭврика" : читаем, размышляем, исследуем, фантазируем / Мария Анатольевна Огурцова // Библиотека в школе : журн. изд. Дома "Первое сентября". - 2019. - № 5/6 (358). - С. 46-48. - (Работа с читателями).
В статье рассказывается об опыте работы Нижегородской областной детской библиотеки по продвижению чтения и развитию познавательных и творческих способностей детей младшего школьного возраста. В литературно-развивающей программе "ЛитЭврика" специалисты библиотеки наряду с традиционными методиками - литературными и познавательными играми, работой с книжной иллюстрацией, изобразительным и декоративно-прикладным творчеством, используют инновационные формы работы с детьми – визуализацию прочитанного и создание образов героев книг с помощью песочной анимации и программы Photoshop, театр теней; сенсорные игры.

Рязанцева, Е. Нарисуй линию своей судьбы! : инновационные практики: от идеи к реализации / Евгения Рязанцева // Библиотека. - 2019. - № 4. - С. 16-18. - (Курс на развитие).
Об интересных авторских программах для младших школьников и подростков, реализуемых в Тульской областной детской библиотеке. Ребят — участников проекта "По дорогам сказочной Испании" библиотекари посредством авторских видеороликов, включающих фрагменты экранизаций, знакомят с достопримечательностями и литературным наследием Испании. Лингвистические упражнения и творческие задания способствуют развитию интереса детей к языку, развитию их воображения. "Шкатулка доброй феи" - проект, направленный на изучение жанра сказки и развитие литературных способностей детей и младших подростков. Во время творческих мастерских посредством сказко- и арт-терапии ребята обыгрывают сказочные сюжеты и разыгрывают на песке собственные сказки.

Сегедина, Ю. К. Литература и графика : арт-проект об искусстве книги / Юлия Сегедина // Библиотечное дело. - 2019. - № 14. - С. 24-26. - Ил. - Фот. - (Культурный слой).
Статья посвящена арт-проекту "Литература и графика", который представляет собой цикл литературно-художественный встреч, проводимых сектором искусств Центральной городской библиотеки и Картинной галереи г. Набережные Челны. Проект действует с 2018 года. Его целью является формирование у детей интереса к бумажной книге и развитие навыков иллюстрирования произведений. Приводится краткая информация о том, как прошли встречи по творчеству Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, И. А. Крылова и М. М. Джалиля.

Теличко, Л. "Читаленок" с пеленок : виртуальное путешествие за настоящими сладостями / Лариса Теличко // Библиотека. - 2019. - № 4. - С. 45-48. - (Так рождается личность).
О массовой работе Тульской областной детской библиотеки по привлечению к детей к чтению. Подробно рассказывается о деятельности литературно-творческой студии "Читалёнок-мастерёнок" для дошкольников и младших школьников; работе лектория "Родительский университет"; о познавательных занятиях для школьников - цикле виртуальных прогулок "Моя Россия"; краеведческом онлайн-турнире "Мы знаем ваш город" - совместном мероприятии для читателей-старшеклассников, подготовленном Тульской ОДБ и Рязанской ОДБ; культурно-досуговых музыкальных мероприятиях; программе занятий литературно-поэтической студии "Лёгкое пёрышко".

Терехова, Е. Ю. Легко ли вырастить читателя? / Е. Ю. Терехова, И. И. Косарина // Современная библиотека. - 2019. - № 2. - С. 54-57. - Из содерж.: в своей статье автор приводит итоги социологических исследований читательских практик современных детей и подростков, проведенных специалистами РГДБ, а также статистические данные из сборников РГДБ "Муниципальные детские библиотеки России" и "Региональные детские библиотеки России". - (Опыт).
Реализация проекта по продвижению чтения "Растим читателя: совершенствование механизма вовлечения детей в читательскую деятельность" в Белгородской государственной детской библиотеке им. А. А. Лиханова. За основу проекта взят принцип построения "лестницы читательского успеха". Для поэтапного дифференцированного вхождения ребенка в книжное пространство библиотеки использовались форматы: "Чтение - игра" (для дошкольников), "Чтение - творчество" (для младших школьников), "Чтение - интеллектуальный процесс (для подростков). Дан обзор мероприятий, проводившихся в рамках каждого из форматов. "Театр в библиотеке" : [вебинар, посвященный театрализованным формам библиотечной работы с юными читателями, проведенный специалистами РГДБ в рамках "Мастерских авторских программ по привлечению детей к чтению"] // Современная библиотека. - 2019. - № 2. - С. 6. - (Новости).
Руководитель Студии воспитания искусством Наталья Петровна Мирошкина, психолог Надежда Анатольевна Потмальникова, главные библиотекари Лада Игоревна Новофастовская и Наталья Григорьевна Малахова поделились с коллегами своим опытом воспитания и творческого развития юных читателей. Рассказали об использовании элементов театрализации и игры в процессе чтения стихов и сказок с малышами, об инсценировках по литературным произведениям со старшими дошкольниками и младшими школьниками, о совместном чтении и обсуждении книг и постановке спектаклей в Клубе семейного чтения. А также о занятиях Студии воспитания искусством, где в единстве книги, чтения, живописи и пластики рождаются образы и целостный спектакль.

Тимофеева, Л. А продолжение узнайте сами : форум-спектакли, дискуссии, брейн-ринги / Лариса Тимофеева // Библиополе. - 2019. - № 3. - С. 64-67. - (Территория чтения. Формы работы).
Рассматриваются различные формы массовых мероприятий (брейн-ринги, дискуссии, коллоквиумы, спектакли), используемые в работе Тамбовской детской библиотеки имени И. А. Крылова. Рассказывается о проведении ежегодных Крыловских чтений участниками которых стали ребята из литературного кружка "Речевое развитие".

C уважением, отдел обслуживания РГДБ.
Рубрики каталога:   Библиотечное дело. -- ;
Вопрос: Добрый день, коллеги!
Мне очень нужна литература для дипломной работы на тему: "Роль информационных технологий в воспитании ребенка-читателя". Буду благодарна Вам за всю информацию по моей теме. Заранее большое спасибо!
Ответ:
Добрый день, Анна Юрьевна!
Для наиболее полного поиска информации воспользуйтесь, пожалуйста, электронными ресурсами РГДБ — в частности, каталогом статей из периодики. http://opac.rgdb.ru/cgiopac/opacg/opac.exe

Рекомендованный Список литературы:
Ахунова, Наталья Владимировна (заведующая библиотекой). От чтения — к исследованию литературы / Н. В. Ахунова, Н. А. Короленко // Школьная библиотека: сегодня и завтра. – 2018. - № 11. - С. 45. - (Точка на карте. Иркутская область).
Опыт социального партнерства школьных библиотек г. Иркутска через участие в создании информационного ресурса «От чтения — к исследованию литературы».

Баркова, Ирина Вениаминовна. Вики-газета для детей / И. В. Баркова // Современная библиотека. - 2018. - № 9. - С. 30-31. - (ИКТ).
В статье рассказывается о детской электронной газете «Новокузнецк на блюдечке», размещённой на сайте Муниципальной информационно-библиотечной системы г. Новокузнецка в разделе «Для детей и не только...». Первый пробный выпуск газеты, задуманной как краеведческое ежеквартальное периодическое издание, вышел в ноябре 2016 г. Издание газеты стало возможным после того, как специалисты Центральной детской библиотеки г. Новокузнецка прошли обучение на дистанционных курсах «Сетевые сервисы для решения профессиональных задач библиотекаря по продвижению книги и чтения», организованных на портале «ВикиСибириаДа».

Буйлина, А. Е. (заместитель директора по информатизации и автоматизации библиотечных процессов). Создаем позитивный контент : виртуальные просветительские проекты / А. Е. Буйлина // Библиотечное дело. - 2018. - № 22. - С. 20-21. - (Безопасный интернет).
Представлены информационные ресурсы, созданные в рамках просветительских проектов для детей и совместно с детьми библиотекарями г. Ульяновска. Ярким примером продвижения книг детских писателей служит сайт Детской библиотеки им. С. В. Михалкова, где представлены «Книги лауреатов премии имени С. В. Михалкова» с аннотациями и буктрейлерами, созданными читателями. На сайте размещены проекты «Красная книга Ульяновской области» и игра о дореволюционной истории г. Симбирска «Лента времени», созданная к 100-летию Октябрьской революции. Ульяновской ЦБС разработана Виртуальная экскурсия «Святой благовест несохранившихся храмов сибирской земли» и книжка-раскраска «Преображение» для малышей, победившие в конкурсе «Православная инициатива», анимационный ролик «Преображение», созданный совместно с воспитанниками социально-реабилитационного центра и детьми из многодетных семей, краеведческие рабочие тетради «Смотрю и вижу». В детской библиотеке им. А. С. Пушкина для подростков действует «Школа блогера».

Власенко, Игорь Александрович (главный библиотекарь МБУК г. о. Тольятти «Объединение детских библиотек»). Технологии, меняющие мир : образ будущего и детские библиотеки / Игорь Власенко // Библиотечное дело. - 2018. - № 22. - С. 9-10. - (Безопасный интернет).
Опыт реализации детскими библиотеками научно-исследовательского проекта «Современное развитие библиотек города». Целью библиотечного проекта было: изучение проблем современности, и определение тенденций развития библиотек города в будущем. На основе результатов исследований, проведенных по методу фокус-групп среди 35 респондентов в возрасте от 18 до 65 лет (библиотекарей, деятелей образования, науки, культуры и некоммерческих организаций), было сформировано представление о моделях будущих современных библиотек, разработана карта развития библиотек г. Тольятти, намечены основные формы и методы работы с читателями. В статье приводятся несколько вариантов модернизации библиотечной среды в соответствии с основными трендами развития библиотек в информационном обществе.

Дроздова, Ольга. Онлайн-романы, родительский контроль и виртуальное рукопожатие : использование интерактивных возможностей в стимулировании к чтению / Ольга Дроздова // Библиополе. - 2018. - № 3. - С. 15-19. - (Вектор развития. Традиции и новации).
Библиогр.: с. 19 (5 назв.).
Освещается опыт работы со школьниками библиотек Нижневартовска (Центральная детская библиотека, Центральная городская библиотека имени М. К. Анисимковой и Городская библиотека № 10) по популяризации чтения, правовому просвещению и формированию информационной грамотности с помощью интерактивных технологий.

Кузнецова, Е. В. (учитель русского языка и литература ОКОУ «Курская школа-интернат», Курск). Использование ресурсов Вебландии на уроках русского языка и литературы в школе с детьми с нарушением слуха : [о широком спектре применения в коррекционной школе рекомендательного интернет-ресурса для детей и родителей «Вебландия» — систематизированного каталога, размещенного на портале Российской государственной детской библиотеки] / Е. В. Кузнецова // Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования.
Вып. 5. / Министерство культуры РФ, ФГБУК РГДБ ; сост. Е. А. Колосова . - Москва, 2017. - С. 114-118. - Библиогр.

Люосева, Татьяна. Гуманитариям и математикам, теоретикам и практикам : онлайн-университеты / Татьяна Люосева // Библиотека. - 2018. - № 10. - С. 35-38. - Ил. - Из содерж.: список источников. - (Электронная среда) (Познавательные ресурсы).
Обзор образовательных и просветительских интернет-ресурсов, которые могут быть использованы библиотекарями в работе.

Пастернак, Е. Продвижение книги в Интернете: мнение подростков / Евгения Пастернак // Библиотека в школе : журн. изд. дома «Первое сентября». - 2019. - № 1/2 (356). - С. 27-30. - (Остров сокровищ) (Разговор в кают-компании).
Итоги опроса 1000 подростков и молодежи с 9 лет до 21 года о том, как представить книгу в Интернете, чтобы молодой читатель заинтересовался ей. Учитывая психологические особенности современного читателя-подростка, Евгения Пастернак отмечает, что подростку нужно представление книги в формате личного блога в трех визуальных форматах (видео, картинка, текст), размещенных в интернете «ВКонтакте» и на YouTube; их интересуют живые и эмоциональные отклики на прочитанную книгу; интересные факты о писателе и его творчестве, информация об особенностях произведения; возможность обсуждения и комментирования произведения и обмена впечатлениями с близкими по духу читателями.

Перегоедова, Татьяна Васильевна (педагог-библиотекарь). Малые формы рекомендательной библиографии как эффективное средство передачи необходимой информации пользователю / Т. В. Перегоедова, Е. Ю. Чурсина // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2018. - № 3. - С. 31-35. - (Живая библиотека).
Представлены буклеты «Как написать отзыв» и «Как написать эссе». Педагоги-библиотекари библиотечно-информационного центра гимназии, помимо создания библиографических пособий, привлекают к их оформлению своих читателей — талантливых гимназистов, юных художников и ребят хорошо владеющих компьютерной техникой. Учат их работать с книгой, самостоятельно делать макеты закладок и буклетов, снабжать их нужной и интересной информацией.

Российские детские писатели XXI в. // Современная библиотека. - 2018. - № 6. - С. 5. - Подробную информацию можно получить по ссылке: https://view.genial.ly/5aa5f36bb13ff079ed462a93 . - (Новости).
Сотрудниками Центральной детской библиотеки г. Новокузнецка подготовлен электронный библиографический указатель «Российские детские писатели XXI века». В размещенном на сайте библиотеки указателе содержатся фотографии, краткие биографические сведения о прозаиках и поэтах, списки литературы об их творчестве, большая часть которых включает ссылки на Интернет-ресурсы. В указателе имеются ссылки на полные тексты произведений, которыми читатели могут воспользоваться в виду их отсутствия в библиотеках. Указатель адресован детям, родителям, воспитателям, учителям начальной школы и специалистам библиотек.

С уважением, гл. библиограф Наталья Арестова
Вопрос: Здравствуйте!
Я ищу выходные данные статьи, опубликованной в одном из популярных просветительских журналов. Не исключено, что журнал детско-юношеского профиля с научно-технической направленностью. Когда-то держал в руках вырезку. К сожалению, она не была атрибутирована, скопировать текст или уточнить источник на тот момент не представлялось возможным. Я лишь записал себе тогда, что статья об истории литья колоколов (заглавие или было оторвано, или указывалось на предыдущей утраченной странице). Автор назван в конце, его фамилия - М.Сковрон. На двух страницах имелись цветные и черно-белые иллюстрации по теме статьи. Формат - журнальный, тип печати напоминал журналы 1970-х - 1980-х гг. Текст по стилю очень близок к научно-просветительским рассказам для детей или подростков. Я пробовал искать в разных детских и журна
Ответ:
Здравствуйте!

К сожаленью, в базе РГДБ статей интересующего автора нет.

С уважением, отдел обслуживания РГДБ.
Рубрики каталога:   Библиотечное дело. -- ;