Виртуальная справочная служба (Российская государственная детская библиотека)
всего запросов в базе из них выполнено в работе находится сегодня выполнено сегодня задано
4794 4794 0 0 0

Каталог выполненных запросов

Библиотечное дело.

Всего записей: 367
Вопрос: Здравствуйте! В журнале Мурзилка в 1989 году (возможно некоторые рассказы были напечаны в 1990) печатали часть книги Вавлонская башня и другие легенды. Подскажите пожалуйста в каких номерах была публикация. Нам это нужно для подготовки выставки.
С уважением,Вадим Кустов.
Ответ:
Добрый день, Вадим! В ответ на Ваш запрос сообщаем, что рассказы из книги «Вавилонская башня и другие древние легенды» (под общ. ред. К. И. Чуковского) печатались в следующих номерах журнала «Мурзилка»: № 8, 9, 10 за 1989 год и № 2, 4, 8, 11 за 1990 год. Ознакомиться с содержанием журналов «Мурзилка» и прочитать интересующие Вас публикации можно в Национальной электронной детской библиотеке по ссылке:
https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/20030.

С уважением, сектор научной библиографии Центра библиографии детской литературы РГДБ.
Рубрики каталога:   Библиотечное дело. -- ;
Вопрос: Посоветуйте, пожалуйста, источники, на которые нужно ориентироваться при формировании ядра книжного фонда детской библиотеки.
Ответ:
Добрый день Анна!

В настоящее время РГДБ изучает вопросы формирования ядра книжного фонда детских библиотек. Мы используем в своей работе “РУКОВОДСТВО ПО БИБЛИОТЕЧНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ДЕТЕЙ В РОССИИ” http://metodisty.rgdb.ru/images/nmo- docs/2019god/Руководство_Библиотечное_обслуживание_детей_в_России.pdf.
При РБА создан Экспертный совет по детской литературе. Рекомендуем Вам ознакомиться со списком литературы для детей. http://www.rba.ru/news/news_5206.html
Также рекомендуем ознакомиться с материалом о модельной детской библиотеке https://новаябиблиотека.рф/news/v-krasnoyarskom-krae-prodolzhayut-otkryvatsya-biblioteki-novogo-pokoleniya/pervaya-modelnaya-biblioteka-dlya-detej-otkrylas-v-buryatii/

С уважением, сотрудники сектора научной библиографии РГДБ
Рубрики каталога:   Библиотечное дело. -- ;
Вопрос: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Не могли бы Вы помочь в поиске информации о Донецкой республиканской детской библиотеке за 1932-1960 годы: статьи в центральной прессе, еще какие-либо источники. В связи с празднованием юбилея библиотека разыскивает документы о себе.
С уважением, библиотекарь Н.К. Богданова.
Российская государственная библиотека, СБО.
Ответ:
Здравствуйте, Надежда!

Информация по данному вопросу предоставлена по телефону.

С уважением, отдел обслуживания РГДБ.
Рубрики каталога:   Библиотечное дело. -- ;
Вопрос: Подберите пожалуйста документы по теме : Методика и организация семейного чтения в библиотеке
Ответ:
Добрый день, Юлия!

Отправляем вам список литературы по теме запроса: Методика и организация семейного чтения в библиотеке

1.Аничкина, Е. «Занималочка» — выручалочка: литературно-творческие встречи / Е. Аничкина // Библиотека. — 2020. — № 5. — С. 63–66. — (Планета чтения).
Рассказывается о деятельности семейного клуба «Занималочка» Детской библиотеки им. М. М. Пришвина г. Орла. На литературно-творческих занятиях по произведениям детских писателей ребята знакомятся с книгой, принимают участие в её обсуждении и выполняют определённое игровое задание. Им предлагается с помощью родителей сделать коллажи, книжные закладки, украшения для интерьера и др. Для дошкольников и младших школьников библиотека разработала программу развивающих занятий по пескографии «Весёлые песчинки».

2.Белоколенко, М. В. Проблемы вовлеченности родителей в процессы развития чтения и грамотности новых поколений / М. В. Белоколенко // Школьная библиотека: сегодня и завтра. — 2019. — № 5. — С. 4–13. — Библиогр. — В прилож.: мини-тест для всех членов семьи, рисунки-раскраски для отзывов юных читателей. — (Образование для всех).
Основные приоритеты, обозначенные в докладах Международной ассоциации грамотности (ILA) в 2017, 2018 гг. — ранняя грамотность, вовлеченность родителей, доступ к книгам, чтение и говорение, громкое чтение, индивидуальный подход в деле обучения детей, приобщения их к чтению. В статье говорится об обязательных условиях семейного читательского инкубатора; даются советы, как приобщить ребенка к чтению, представлены актуальные практики, поддерживающие семейное чтение. Материалы статьи могут использоваться для проведения родительских собраний, индивидуальной работы с семьями в библиотеках и школах.

3.Горенинцева, В. Н. Семейное чтение как помогающая практика в условиях социально-культурных трансформаций / В. Н. Горенинцева, А. Н. Губайдуллина, Т. Д. Подкладова. — Томск : ИД ТГУ, 2019. — 206 с. : таб.

4.Зикеева, Т. Приглашаем почитать и немножко поиграть : «Мешок историй» в каждую семью / Таисия Зикеева // Библиополе. — 2018. — № 9. — С. 60–62. — (Территория чтения. Знакомые незнакомцы).
Освещаются мероприятия, проведённые Детской библиотекой № 3 «Берегиня» Рязанской централизованной системы детских библиотек в рамках акции «Сторисек» («Мешок историй»), направленной на привлечение детей к чтению и развитие традиции семейного чтения. «Сторисек» представляет собой настоящий полотняный мешок, внутри которого находится книга, а также дополнительные материалы к ней. «Мешок историй» путешествовал из одной семьи в другую. Данная акция вдохновила родителей с детьми на создание творческих работ.

5.Мантель, В. День семьи — каждое воскресенье / В. Мантель // Библиотека. — 2019. — № 8. — С. 55–56. — (Сохраняя традиции — создаём будущее).
Представлена программа Центральной городской детской библиотеки им. В. И. Ленина (г. Ростов-на-Дону) «Библиотека и семья: объединённые чтением», целью которой является продвижение семейного чтения, сплочение семьи вокруг книги.

6.Новикова, Т. И. Возможности библиотек в развитии инфраструктуры детского и подросткового чтения / Т. И. Новикова // Школьная библиотека. — 2018. — № 1. — С. 49–55. — (В объективе — регион: Сахалин).
Опытом в продвижении детского чтения поделилась директор ГБОУК «Сахалинской областной детской библиотеки» Т. И. Новикова.

7.Поздеева, С. Н. Проект «Шесть шагов к семейному чтению»: организация эффективного взаимодействия родителей, школьников и педагогов / С. Н. Поздеева, Е. В. Ворончихина // Школьная библиотека. — 2020. — № 3. — С. 30–39. — (В объективе — регион: Удмуртская Республика).
В возрождении семейного чтения поможет библиотечный проект «Дебесской СОШ имени Л. В. Рыкова» (Республика Удмуртия) «Шесть шагов к семейному чтению». Данный проект направлен на приобщение детей и родителей к чтению художественной литературы, на создание активной читательской среды и развитие творческой деятельности. В статье раскрывается основное содержание проекта.

8.Сальникова, О. С. Читательский интерес как мотивация чтения : реализация модели взаимодействия «ребёнок — семья — школа — библиотека» / Ольга Сальникова // Библиотечное дело. — 2017. — № 23 (305). — С. 24–26. — Библиогр. — (Сказки на ночь).
Статья посвящена формированию читательского интереса, литературных знаний и читательской самостоятельности младших школьников в модели «ребёнок — семья — школа — библиотека».

9.Тилинкова, М. Н. Центр свободного творчества / М. Н. Тилинкова // Современная библиотека. — 2020. — № 7. — С. 78–80. — (Опыт).
В статье рассказывается о мероприятиях Городской библиотеки им. Э. Н. Успенского Централизованной библиотечной системы г. Минусинска по продвижению семейного чтения. Библиотека позиционирует себя как интеллектуально-познавательная площадка, центр свободного творческого общения детей и родителей.

10.Филиппова, Е. Когда вся семья вместе... : уроки для истинных леди, азбучные физкультминутки и творческие мастерские / Е. Филиппова // Библиотека. — 2020. — № 11. — С. 51–55. — (Культурно-досуговая деятельность) (Мир детства).
Липецкая областная детская библиотека пригласила коллег принять участие в Межрегиональном интернет-семинаре «Время доброго общения: семья в детской библиотеке». Мероприятие проводилось с 15 мая по 8 июля 2020 года. Представлен опыт библиотек-участниц мероприятия по продвижению семейного чтения и приобщению детей к чтению.

11.Шушалыкова, Т. А. Сетевое взаимодействие в формировании читательской компетентности / Т. А. Шушалыкова // Начальная школа. — 2018. — № 3. — С. 57–58. — (Воспитание и обучение).
Автор делится опытом организации совместных проектов школы и библиотеки в целях формирования читательской компетенции младших школьников. Рассказывается о двух проектах: «Книжный чудо-рюкзачок» и «Школа радостного чтения».

12.Юрьева, Ц. С. Отчет по реализации Всероссийского проекта «Читающая мама — читающая страна» в Калининградской области за 2018 год / Ц. С. Юрьева // Школьная библиотека. — 2019. — № 1. — С. 4–15. — (Читающая мама).
В Калининградской области набирает силу Всероссийский проект «Читающая мама — читающая страна». Школьные библиотеки представляют свой опыт по организации и проведению литературных занятий, направленных на читательское развитие детей и продвижение семейного чтения.

С уважением, Екатерина Азарова, Сектор научной библиографии Центра библиографии детской литературы.
Рубрики каталога:   Библиотечное дело. -- ;
Вопрос: Здравствуйте, уважаемые библиографы РГДБ!
Подскажите, пожалуйста, какие выходили в нашей стране с 1940-х до нач. 1990-х годов ПЕРИОДИЧЕСКИ издаваемые, или заявленные как таковые, сборники статей, журналы и альманахи, адресованные детям, в том числе школьникам, специально посвященные музыке и музыкальному просвещению.

С уважением, Александр.
Ответ:
Здравствуйте, Александр!

По данному вопросу Вам нужно обратиться в Отдел рекомендательной библиографии РГДБ:

https://rgdb.ru/otdely/otdel-rekomendatelnoj-bibliografii

С уважением, отдел обслуживания РГДБ.
Рубрики каталога:   Библиотечное дело. -- ;
Вопрос: Добрый день!
Могли Вы порекомендовать литературу для подготовки сообщения на тему "Зимние колядки" в рамках предмета Литература (6 класс)?
Ответ:
Здравствуйте, Анастасия!

Высылаем Вам литературу для подготовки сообщения на тему "Зимние колядки" в рамках предмета Литература (6 класс):

1.Весело-весело встретим Новый год : стихи, загадки, колядки. — Москва : Оникс, 2011. — 63 с. : ил. — (Библиотечка детской классики).
2.Гадания, колядки, веснянки, русские песни и сказки / сост. и обраб. Г. М. Науменко ; худож. Г. Алимов. —Москва : Астрель: Аст : Астрель, 2004. — 175 с. : ил. — (Хрестоматия школьника).
3.Жемчужины народной мудрости / сост. Г. Н. Тубельская, Е. Н. Новикова, А. Э. Лебедева ; предисл. А. Э. Лебедевой. — Москва : Аст, 2000. — 552 с.
4.Ильдюганова, Г. Г. Раз, два, три — елочка, гори! : в зеркале русских традиций : [для детей 6–9 лет] / Г. Г. Ильдюганова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2019. — № 10. — С. 20–22. — Рис. — (Приходите к нам на праздник!).
5.Лавренова, Л. Е. Детские праздники в школе и дома / Л. Е. Лавренова. — Санкт-Петербург : Паритет, 2000. — 158 с.
6.Малкова, О. А. Пришла Коляда — отворяй ворота : [с 6 по 19 января — зимние Святки : для 5–7 кл.] / О. А. Малкова // Читаем, учимся, играем. — 2016. — № 10. — С. 109–111. — Ил. — Фот. — Библиогр. — (Народные традиции).
7.Рождественская ночь : рассказы и стихи для детей / худож. Алина Федерко ; [сост. Юлия Шигарова]. — Москва : Никея, 2016. — 270 с. — (Рождественский подарок).
8.Рождественский ужин : рассказы и стихи : вдохновляющее чтение для все семьи / [составитель А. Н. Логунов]. — Москва : Никея, 2019. — 448 с.
9.Самый лучший праздник : стихи, загадки, колядки / [худож. А. Гардян и др.]. — Москва : Оникс-Лит, 2015 (макет 2016). — 63 с. : ил.
10.Счастливого Рождества / художник Т. Погудина // Детская Роман-газета. — 2019. — № 12. — С. 23. — (Воскресная школа).
11.Тесто для колядок // Юный натуралист. — 2019. — № 1. — С. 9. — (Лесная газета).
Тимофеева, Ж. И снова Рождество! / Ж. Тимофеева // Начальная школа : журн. изд. дома «Первое сентября». — 2016. — № 11/12. — С. 34–41. — (Методическая копилка учителя) (Праздники).
12.Черникова, Т. В. Святки-колядки : [праздник для детей разного возраста] / Т. В. Черникова // Читаем, учимся, играем. — 1999. — № 3. — С. 39–41.

С уважением, сектор научной библиографии.
Рубрики каталога:   Библиотечное дело. -- ;
Вопрос: Здравствуйте. Работаю в школе над исследовательской работой "Периодические издания в годы ВОВ". Подскажите, с какой литературой можно ознакомиться по данной теме? Какие детские издания выходили в данный период? Буду признательна за любую помощь.
Ответ:
Добрый день Александра!

Высылаем Вам список литературы и две работы по данной теме на указанный электронный адрес.

С уважением, сектор научной библиографии.
Рубрики каталога:   Библиотечное дело. -- ;
Вопрос: Добрый день! Как продлить книги, если читательский билет находится в другом городе?
Ответ:
Добрый день, Елена Васильевна!

Ваши книги продлены до 29.07.2021
Будьте здоровы!
С уважением, отдел обслуживания РГДБ.
Рубрики каталога:   Библиотечное дело. -- ;
Вопрос: Здравствуйте!

Я занимаюсь поиском книг афроамериканских (негритянских) авторов США, изданных в СССР, начиная с 1920-х годов - в частности, таких авторов, как Эрик Уолронд, Ленгстон Хьюз, Ричард Райт, Арна Бонтан, Стерлинг Браун, Клод МакКей, Джеймс Болдуин, в принципе и других малоизвестных авторов всех жанров. Не могли бы Вы сообщить о наличии таких книг в фондах РГДБ (с полным библиографическим описанием)?
Ответ:
Здравствуйте, Андрей Владимирович!

Целесообразнее Вам обратиться в Библиотеку Иностранной литературы им. М.И. Рудомино
https://libfl.ru/

С уважением, отдел обслуживания РГДБ.
Рубрики каталога:   Библиотечное дело. -- ;
Вопрос: Здравствуйте. Прошу подобрать литературу (в том числе и журналы) для написания Выпускной квалификационной работы на тему: «Система каталогов детских библиотек». Спасибо.
Ответ:
Здравствуйте, Алексей Владимирович!

Высылаем Вам список литературы по теме: «Система каталогов детских библиотек».

1.Арасланова, Л. З. Сердце, отданное людям : портрет библиотекаря Кировской областной детской библиотеки им. А. С. Грина / Лилия Загидулловна Арасланова // Библиотечное дело. — 2015. — № 15. — С. 14–15. — (Профессия). О Людмиле Степановне Урусовской — библиотекаре, стоявшем у истоков создания системы каталогов Кировской областной детской библиотеки им. А. С. Грина.

2. Баркова, И. Формат библиография: [о проведении фестиваля «Формат библиография», посвященного 55-летию отдела детской библиографии МБУ «Муниципальной информационной библиотечной системы г. Новокузнецка] / И.
3.Баркова // Ваша библиотека. — 2014. — № 18. — С. 44–49. — (Делимся опытом) Статья знакомит с различными формами работы по формированию информационной культуры детей и подростков и продвижению чтения в рамках Фестиваля. Для проведения Дней библиографии и других мероприятий использовались электронные библиографические издания и электронные путеводители для детей, выставки и обзоры печатных и электронных справочных изданий, рекомендательные пособия, подготовленные б-карями Муниципальной информационной системы г.
Новокузнецка.

4.Веселова, О. Н. Виртуальная карусель / Ольга Николаевна Веселова // Мир библиографии. — 2016. — № 1. — С. 136–137. — (Biblionet). В статье рассказывается о библиографической составляющей сайта Самарской централизованной системы детских библиотек.

5. Конюхова, Л. В. Информационно-библиографическое обслуживание детей в современной библиотеке / Л. В. Конюхова // Школьная библиотека. — 2016. — № 8. — С. 57–64. — Фот. — (Ау, партнер). Главный библиограф Московской центральной городской детской библиотеки им. А. Гайдара делится своим опытом и рассказывает о современных и интересных формах библиотечной работы.

6.Маслова, Н. А. Чук и Гек спешат на помощь : быть с компьютером на «ты» / Наталья Александровна Маслова // Библиотечное дело. — 2014. — № 10. — С. 28–29. — (Гайдаровке — 80 лет!). Об использовании информационно-коммуникационных технологий в обслуживании детей Центральной городской детской библиотеки им. А. П. Гайдара (Москва): использование интерактивных мобильных устройств — роботов Чука и Гека, обычными читателями и детьми с ограниченными возможностями; планшетных компьютерных книг, книжек с 3D-иллюстрациями; наличие иллюстрированных адресных каталогов, созданных библиотекарями; проведение интерактивных викторин и творческих конкурсов на сайте б-ки; деятельность творческой лаборатории для обучения сотрудников детских б-к Москвы и др. городов России.

7. Рубан, Н. С. Научно-библиографический отдел и Ресурсный центр / Н. С. Рубан, Ю. В. Ковалева // Школьная библиотека: сегодня и завтра. — 2015. — № 9. — С. 39–41. — (Библиомир). Представлена деятельность научно-библиографического отдела и Ресурсного центра РГДБ по вопросам детской литературы и детского чтения.

8.Савкова, Н. А. Система библиотечных каталогов: организация в школьной библиотеке. Систематический каталог / Н. А. Савкова, Л. В. Северина // Школьная библиотека: сегодня и завтра. — 2016. — № 2. — С. 58–64. — Библиогр. — Ил. — Цв. ил. — 3-я с. обл. — (Просто о сложном. Как организовать работу библиотеки). Особенности организации и оформления в школьной библиотеке систематического каталога, правила систематизации книг и расстановки карточек. Организация алфавитно-предметного указателя, особенности организации систематической картотеки статей, тематических и специальных картотек.

9. Семинар для «детских» библиографов / материал подготовила М. Е. Порядина // Библиография и книговедение. — 2016. — № 3. — С. 73–76. — (Библиография — детям). 19–20 апреля 2016 года Российская государственная детская библиотека провела Всероссийский семинар для специалистов библиографических отделов библиотек, обслуживающих детей, на тему «Современная детская библиография: традиционные подходы и новые формы». Статья содержит информацию о семинаре и обзор прозвучавших на нем выступлений.

10. Шабанова, М. А. Электронные информационные ресурсы областных детских библиотек: что предлагают библиотеки «цифровому поколению» / Марина Алфеевна Шабанова // Библиотековедение. — 2014. — № 6. — С. 39–44. — Библиогр. — (Ресурсы и технологии для детей). На основе контент-анализа сайтов представлен обзор электронных информационных ресурсов, создаваемых областными детскими и детско-юношескими библиотеками. Выделяются наиболее распространенные виды электронных информационных ресурсов, раскрываются их особенности.


11.Шпилевая, Н. М. Технологии XXI века в работе школьной библиотеки / Н. М. Шпилевая // Школьная библиотека. — 2016. — № 7. — С. 14–18. — (Повышая свою квалификацию). 17 марта 2016 г. в РГДБ прошел семинар для педагогов-библиотекарей образовательных организаций г. Москвы на тему «Инновационные технологии в библиотеке образовательной организации». Для участников мероприятия был проведен практикум по работе c электронными каталогами РГДБ, они познакомились с работой в системе OPAC-GLOBAL и библиографическим описанием в формате RUSMARС. На семинаре выступили специалисты РГДБ — они рассказали об электронном ресурсе НЭДБ, образовательных программах РГДБ по повышению квалификации для школьных библиотекарей, об изданном 5-томном путеводителе по детской литературе «Детские книги 2013–2014 гг.: Библиогид рекомендует». В пленарном докладе Н. М. Шпилевой были затронуты задачи, стоящие перед школьными библиотеками, их преобразование в библиотечно-информационные и культурно-досуговые центры. Было рассмотрено пять основных направлений работы школьных библиотек, использующих современные технологии, отмечены новые автоматизированные системы для применения в школьных библиотеках.

С уважением, Екатерина Азарова, Сектор научной библиографии Центра библиографии детской литературы РГДБ.
Рубрики каталога:   Библиотечное дело. -- ;