Ответ:
Добрый день, Яна!
Литература по теме:
«Библиотекарь и юный читатель: психолого-педагогические аспекты общения».
Книги и сборники:
1.Мастерская авторских программ по приобщению детей к чтению. Вып. 1 / [сост. Н. Г. Малахова ; ред. Березина А. В., Колосова Е. А.]. - Москва : РГДБ, 2015. - 192 с. ; 21 см. + диск CD-R.
1. Чтение детей и подростков - Изучение -- 2. Воспитание культуры чтения -- 3. Детские библиотеки - Воспитание культуры чтения -- 4. Детские библиотеки - Руководство чтением.
https://soc.rgdb.ru/masterskaya-avtorskikh-programm/collection/642-masterskaya-avtorskikh-programm-po-priobshcheniyu-detej-k-chteniyu-vyp-1
2.Мастерская авторских программ по приобщению детей к чтению. Вып. 2 / [сост. Н. Г. Малахова ; ред. Захаров К. А., Березина А. В., Колосова Е. А., Малахова Н. Г.]. - Москва : РГДБ, 2017. - 180 с. ; 21 см. + диск CD-R. 200 экз. - ISBN .
-- 1. Чтение детей и подростков - Изучение -- 2. Воспитание культуры чтения -- 3. Детские библиотеки - Воспитание культуры чтения -- 4. Детские библиотеки - Руководство чтением.
3.Поощряем чтение, формируем информационную грамотность: 100 форм работы по продвижению чтения и не только / словарь-справочник для библиотекаря / сост В. Б. Антипова. - Москва : Библиомир, 2015. - 175 с.
-- 1. Чтение детей и подростков - Изучение -- 2. Воспитание культуры чтения -- 3. Детские библиотеки - Руководство чтением -- 4. Детские
библиотеки - Воспитание культуры чтения.
4.Социолог и психолог в библиотеке : [сборник статей и материалов / ред.-сост. Л. С. Бахурина, М. М. Самохина] ; Министерство культуры
Российской Федерации, Российская государственная юношеская библиотека, отдел социологических и психологических исследований [Текст]. - Москва. Вып. 10. - Москва : Российскаягосударственная библиотека для молодёжи, 2016. - 175 с.
5.100 проектов про чтение - 2017. Региональные практики и актуальные инициативы : атлас культурно-образовательный : p[ред. колл. О.
Индеева и др.]. - Москва : Рипол классик, 2017. - 209 с. : цв. ил. ; 30 см. - (Великая книжная революция).
-- 1. Воспитание культуры чтения -- 2. Чтение - Методика обучения - Как научить быть читателем -- 3. Культура чтения - Воспитание – Методика работы -- 4. Детские библиотеки – Руководство чтением -- 5. Воспитание культуры чтения - Проекты – Россия.
6.Иванова, Галина Александровна (библиотековед, преподаватель, автор учебных пособий). Библиотечная педагогика / Г. А. Иванова. - Москва : РШБА, 2017. - 247 с. ; 21 см. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу "Школьная библиотека" ; Серия 1. Вып. 6) (В помощь педагогу-библиотекарю). Библиогр.: с. 240-247 и в подстроч. прим. -
-- 1. Детские библиотеки - Руководство чтением-- 2. Библиотечная педагогика -- 3. Профессии -Библиотекарь детский.
7.Тихомирова И. И. Библиотечная педагогика или воспитание книгой : учеб.-метод. пособие для библиотекарей, работающих с детьми. - СПб : Профессия, 2011. - 384 с.
Сущность библиотечной педагогики как педагогики чтения.
Статьи из периодических журналов
1.Барибан, Т. Социально-психологические механизмы общения как инструмент побуждения детей к чтению / Татьяна Геннадьевна Барибан // Библиотечное дело. - 2016. - № 17. - С. 36-39. - (Дети в библиотеке). Примеч.: с. 39.
Об итогах исследования "Социально-психологические механизмы общения как инструмент побуждения детей к чтению", проведенных
Областной библиотекой для детей и юношества им. И. Алтынсарина (Костанай, Казахстан).
2.Бруй, Е. В. Дефиниция коммуникативной культуры библиотечного специалиста и смежных с ней понятий / Е. В. Бруй // Культурная жизнь Юга России. — 2016 .— № 2 .— С. 129-133 .— (Библиотековедение и документальная информация) .— Библиогр.: с. 133 (9 назв. ).
Поднимается тема коммуникативной культуры библиотечно-информационного специалиста. Для раскрытия сущности данного феномена требуется выявление компонентов, обусловливающих его содержание и форму, а через сопряженные с ним понятия - прояснение функциональной роли коммуникативной культуры в профессиональной деятельности. Раскрытие этих терминов осуществляется в контексте библиотечной специфики.
3.Бруй, Е. В. Паттерны поведения библиотекарей во взаимодействии с читателями / Е. В. Бруй // Культурная жизнь Юга России. — 2016 .— № 1 .— С. 108-112 .— (Библиотековедение и документальная информация) .— Библиогр.: с. 112 (5 назв. ).
Коммуникативное поведение сотрудников библиотеки способно повлиять на результаты библиотечно-информационного обслуживания и поэтому заслуживает должного внимания со стороны исследователей. Приводится типология библиотекарей, основанием для которой служат поведенческие признаки – позиция во взаимодействии с пользователями (доминирование – уступчивость) и направленность на общение (аффилиация – отстраненность). Даются дефиниции понятий "доминирование", "подчинение", "общительность", "некоммуникабельность", "ассертивность". Описываются паттерны поведения каждого из выделенных типов ("наставник", "контролер", "партнер", "оператор" и др. ). Приводятся результаты опроса читателей, позволяющие увидеть, какие модели поведения, по мнению пользователей, наиболее распространены среди работников библиотек, и сделать выводы об актуальности проблемы совершенствования коммуникативной подготовки библиотечных специалистов в системах профессионального образования и повышения квалификации.
4.Гречко, Г. С. Социологический портрет детского библиотекаря в интерьере ЦБС: анализ социологического опроса / Г. С. Гречко // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. — 2008 .— N 2 .— С. 78-82 : ил., фот. — (Научные проекты. Исследования).
Результаты социологического опроса "Социологический портрет библиотекаря в интерьере ЦБС", проведенного в Николаеве.
5.Кузнецова, Надежда. Мы должны уметь общаться со всеми [Текст] : [опыт работы с детьми и подростками в ЦДБ имени Ярослава Мудрого, г. Ярославль] / Надежда Кузнецова // Библиополе. - 2012. - № 6. - С. 15-17. - (Копилка. Заочная школа сельского библиотекаря)
О психологических особенностях застенчивых, агрессивных, гиперактивных, больных, обидчивых и демонстративных детей, которые необходимо учитывать библиотекарю при общении с ними.
6.Лобанкина, Е.. Лекарство от эмоциональной глухоты : лаборатория юного читателя: новый формат психологической разгрузки / Елена Лобанкина // Библиополе. - 2018. - № 4. - С. 57-60. - 3-я с. обл. - (Досуг. Культура. Книга. Традиции и новации)
Рассказывается о работе клуба юных читателей "Вместе с книгой я расту" Пензенской центральной городской публичной библиотеки им. В. Г. Белинского, основная цель которого – научить детей вдумчивому чтению, пониманию текстов. На занятиях используются инновационные приёмы библиотечной педагогики. Автор делится опытом проведения библиотечных занятий по книге Л. Ф. Воронковой "Девочка из города".
7.Матвеева, Е. О. (профессор). Сказкотерапия в коррекционной школе восьмого вида: психолого-педагогические основы и методические аспекты / Е. О. Матвеева // Школьная библиотека. - 2016. - № 9. - С. 33-40. - (Библиотека коррекционной школы) Библиогр. в конце ст.
Сказкотерапия способствует улучшению психо- физического состояния ребенка с ограниченными возможностями интеллектуального развития, развивает его речь, мышление, облегчает его адаптацию к жизни в социуме, его отношения с людьми.
8.Ролдугина, И. В.. На любой вкус : индивидуальная работа с читателями в детской библиотеке / Ирина Викторовна Ролдугина // Библиотечное дело. - 2015. - № 15. - С. 18-20. - (Профессия)
Об индивидуальной работе с детьми в Детской библиотеке Липецка.
9.Рубакин, Н. А. (книговед; писатель; библиопсихолог; 1862-1946). Работа библиотекаря с точки зрения
библиопсихологии. К вопросу об отношении книги и читателя / Н. А. Рубакин // Школьная библиотека. - 2017. - № 8. - С. 22-27. - Продолжение следует. - (Берега культуры).
В 1924 г. писатель и библиотекарь Н. А. Рубакин написал статью о новом подходе библиотекаря к читателю. В ней Н. А. Рубакин,
намного опережая свое время, отмечает роль библиопсихологии как науки, одной из отраслей точных знаний, принципы которой актуальны для индивидуальной работы библиотекарь с читателем и сегодня.
10.Рубакин, Николай Александрович (книговед; писатель; библиопсихолог; 1862-1946). Работа библиотекаря с точки зрения
библиопсихологии. К вопросу об отношении книги и читателя / Н. А. Рубакин // Школьная библиотека. - 2018. - № 3. - С. 60-64. - (Берега культуры). Продолж. Начало: № 8, 2017.
11. Тихомирова, Ирина Ивановна (кандидат педагогических наук) . Библиотечная педагогика: сущность и специфика / Ирина Ивановна Тихомирова // Библиотечное дело. — 2012 .— № 15 .— С. 31-35 : фот. — (Библиотечная педагогика).
12.Тихомирова, И. И. Вечный вопрос: руководить или формировать? : проблемы детского чтения в "наше трудное время" / Ирина Тихомирова // Библиотечное дело. — 2006 .— N 1 .— С. 6-10 .— (Чтение как национальная идея) .— ISSN 1727-4893.
Главная проблема детского чтения - это качество чтения, от которого зависит будущее грядущих поколений, их счастье и благополучие. Что читать и как, где взять "правильную" литературу и как научить детей читать правильно, как воспитать новое читающее поколение - вот вопросы, волнующие современных библиотекарей.
13.Тихомирова, И. И. Зачем я вела дневник библиотекаря / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. — 2016 .— № 3 .— С. 37-41 : 7 фот. — (Моя судьба - профессия библиотекарь) .— ISSN 1680-2748.
В формировании нового профессионального стандарта "педагог-библиотекарь" большую роль играют как сами библиотечные постулаты, так и читательские реакции.
14.Тихомирова, И. И. (кандидат педагогических наук; доцент) . Руководство чтением - ключевое звено педагогической деятельности школьного библиотекаря / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. — 2013 .— № 6/7 .— С. 76-81 : 3 ил. — (Заочная школа педагога-библиотекаря) Особый раздел педагогической деятельности школьного библиотекаря - руководство чтением детей.
15.Тихомирова, И. И. (кандидат педагогических наук; доцент). Что такое библиотечная педагогика? [Текст] /
И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2011. - № 9/10. – 146-151. - (Специальные лекции Форума "Чтение - только начало. Творчество жизни - вот цель! ")
Доклад посвящен деятельности школьного библиотекаря в новом статусе - педагога-библиотекаря. Автор раскрывает специфику
библиотечной педагогики (педагогики чтения), которая интегрирует в себе все составные части педагогики (образование, обучение, воспитание, развитие, социализацию и гуманизацию) и осуществляется средствами библиотечных ресурсов (печатные издания) и средствами информационных технологий в обстановке свободного неформального общения и гуманных отношений.
16.Эркаева, Гузяль. Наследники республики ШКИД / Гузяль Эркаева // Библиополе. - 2015. - № 2. - С. 42-46. - (Со знаком плюс. Практика)
Об особенностях общения с детьми и вовлечения их в коллективную подготовку досуговых творческих мероприятий: из практики работника
Костенеевской сельской библиотеки.
Ресурсы Интернета
Материалы на сайте РГДБ:https://tv.rgdb.ru/lectures/400-potmalnikova-n-a-lektsiya-igra-v-detskoj-poezii-ili-kak-my-igraem-v-stikhi?fbclid=IwAR3rafgGU_FR5IFdKv7eMALTiW2wQf8hAAJOejK4N9MdH514gt6AzeNHvgg
Сметанина Л. Б. Индивидуальная работа с читателями в библиотеке. Изучение читателей: http://www.tagillib.ru/for_profi/biblioprofi/smetanina-l-b-individualnaya-rabota-s-chitatelyami-v-biblioteke-izuchenie-chitateley.php
С уважением, гл. библиограф Наталья Арестова